menu
person

Школьник в управляющем совете: задачи и возможности

Являясь членом совета, школьник принимает участие в решении серьезнейших проблем школьной жизни: использовании бюджета школы, определении содержания образования и др.

Работа в качестве школьного управляющего - реальная школа «лидерства», позволяющая получить опыт управленческой деятельности, освоить такие ценные в современной жизни навыки, как:

  • формулирование и отстаивание интересов (своих и сообщества);
  • публичные выступления и презентации;
  • участие в дискуссии;
  • установление контактов и партнерских отношений;
  • ведение переговоров, убеждение.

Участие в подготовке, принятии и реализации решений совета позволит испытать учащимся особое чувство причастности к работе по улучшению школы. Не исключено, что через несколько лет они вновь станут членами управляющего совета - в качестве родителей, работников образовательных учреждений, кооптированных членов.

Организация работы. Основная задача школьника-управляющего в управляющем совете - представлять позицию ученического сообщества, оценивать с этой позиции преимущества и недостатки решений (причем не только непосредственно затрагивающих интересы учащихся, но и определяющих будущее школы), прогнозировать трудности их реализации.

Чем может заниматься школьник-управляющий? Какие основные вопросы школьной жизни, касающиеся большинства учащихся, могут стать предметом деятельности школьного управляющего? Дадим самый общий, примерный вариант ответа.

  • Разработка правил поведения учащихся в школе, закрепление их прав и обязанностей в уставе школы, постоянный контроль над их исполнением, их регулирование.
  • Выработка и внесение предложений по режиму учебного дня (недели, учебного года), удобного для большинства учеников: расписания занятий, деятельности школьных кружков, клубов и секций во внеурочное  время, сроков и программы проведения каникул.
  • Организация традиционных и новых общешкольных мероприятий и праздников.
  • Защита прав всех участников образовательного процесса, закрепленных законодательством РФ, отраженных в уставе школы. Защита личных прав учащихся.
  • Введение новых факультативных и элективных (вводимых в программу по выбору учащихся) учебных курсов, полезных и интересных для большинства учащихся; орга­низация предпрофильного и профильного обучения, социальных и учебных практик.
  • Организация внеурочной, досуговой деятельности в школе.

У школьника-управляющего те же обязанности, что и у любого другого члена совета. Однако особенности его позиции позволяют акцентировать внимание на важности ответственного отношения к их выполнению.

Следует регулярно посещать заседания совета и тщательно готовиться к ним, внима­тельно изучая документы. Важно помнить и понимать, что членство в совете не предполагает никаких преимуществ и льгот для учащихся в их «основной» роли. Ссылки на занятость в совете, выполнение поручений не могут быть представлены в качестве причин прогулов, опозданий, невыполнения учебных заданий и др.

Важно определиться с комиссией совета, работа в которой будет, с одной стороны, в наибольшей степени отвечать интересам, защищаемым учащимся-управляющим, а с другой стороны, позволит максимально реализовать свой потенциал и зарекомендовать себя эффективным членом совета.

Взаимодействие с ученическим сообществом. В своей работе школьникам-управляющим следует опираться на структуры ученического самоуправления (совет старшеклассников, ученический комитет и др.), тесно взаимо­действовать с общественными объединениями в школе. Будет полезно сформировать вокруг себя группу помощников. Такая группа может быть использована, например:

  • для проведения оперативных консультаций,
  • для сбора информации и подготовки выступлений на совете,
  • для выполнения конкретных поручений школьника-управляющего в качестве члена определенной комиссии.

С целью информирования ученического сообщества о работе совета, самого управляющего, обсуждения значимых для сообщества вопросов имеет смысл установить определенные дни (раз в неделю или месяц) встреч школьника-управляющего с его избирателями-учащимися.

Для обеспечения информирования сообщества можно воспользоваться такими совре­менными и популярными у молодежи интернет-технологиями, как сайт, блог, форум.

С их помощью можно, с одной стороны, оперативно информировать сообщество, с другой стороны - получать обратную связь от заинтересованных учащихся: узнавать их мнения по актуальным вопросам, собирать предложения, организовывать дискуссию.

Для изучения мнения ученического сообщества по значимым для него вопросам, выносимым на обсуждение в совете, целесообразно использовать анкетирование. Члены совета или педагоги могут оказать помощь в составлении таких анкет, а администрация в их тиражировании.

Можно также использовать специальный почтовый ящик в школе, в котором учащиеся в письменном виде будут оставлять свои суждения и предложения. Школьник-управляющий получает ключ от ящика и периодически знакомится с его корреспонденцией.

на первую страницу