menu
person

Назначение комиссий управляющего совета

Управляющий совет в полном составе собирается на свои заседания определенное число раз в течение года. Количество заседаний определяется уставом школы или положением об управляющем совете. Вместе с тем вопросы, требующие оперативного решения или постоянных консультаций и обсуждений, на практике возникают гораздо чаще.

Для оптимизации работы совета, который должен одновременно заниматься и финансовыми вопросами, и вопросами организации жизни школьников, а также участвовать в стратегическом планировании и содействовать решению самых обыденных практических проблем, создаются структуры, которым совет поручает подготовку решений по отдельным вопросам или передает полномочия по планированию реализации уже принятых советом решений.

К таким структурам относятся постоянно действующие комиссии.

Следует заметить, что создание комиссий не является первоочередной задачей или самоцелью деятельности совета. Опыт показывает, что необходимость в их организации у школьных управляющих появляется при попытке решения тех самых проблем, которые совет был вынужден отложить потому, что их решение требовало специальной подготовки. Практически невозможно изучать ситуацию вокруг проблемы и готовить предложения по ее решению всем советом коллективно.

Поручить такое дело можно группе из нескольких человек, которые, не отвлекаясь на другие вопросы, основательно изучат доверенную им проблему и подготовят варианты ее решения. Совету' надо только поставить задачу этой группе управляющих. Ощущение этими школьными управляющими персональной ответственности за решение всего совета будет способствовать конструктивному подходу к работе. Созданные таким образом постоянно действующие комиссии по основным направлениям деятельности совета помогают структурировать работу совета.

Комиссии совета

Комиссии - это формы структуризации деятельности самого управляющего совета. Посредством этих структур управляющий совет осуществляет горизонтальное распределение своей деятельности по направлениям, определенным уставом. При этом он также осуществляет вертикальное разделение своей деятельности, закрепляя за комиссиями рекомендательные полномочия (в отдельных, редких случаях за комиссиями закрепляются еще и обязательные согласования, параллельные полномочия и иногда даже имеющиеся у самого управляющего совета функции).

Комиссия - это структура, созданная для предварительного изучения/анализа вопроса/проблемы, постановки реальных/реалистичных задач, направленных на полное/частичное/поэтапное решение проблемы; для разработки проектов решений управляющего совета, обеспечивающих снятие проблемы школы по поставленным задачам. В повестку заседаний управляющего совета должны попадать, как правило, такие подготовленные комиссиями проекты управленческих решений.

Возможно прохождение одной темы через несколько профильных комиссий: например, бюджетная заявка проходит не только бюджетную (финансовую) комиссию, но также и через комиссию по программе развития, внебюджетную комиссию и т.п. и только потом, согласованный всеми этими комиссиями, проект решения вносится в повестку заседания УС.

Для решения оперативных или проектных задач, которые не входят в компетенцию созданных комиссий,  создаются временные  рабочие группы.  Так называемые рабочие группы «под задачу» возникают для решения конкретных проблем и прекращают свою деятельность после их решения.

Например, рабочая группа может быть организована для создания программы развития школы; подготовки открытого мероприятия школы (юбилей школы, Дни открытых дверей, благотворительная ярмарка и пр.); подготовки проекта для участия в конкурсе школ, объявленном муниципалитетом, подготовки решения школы о введении школьной формы и т.д.

Комиссиям и рабочим группам не могут быть делегированы полномочия принимать решения от имени совета, но на них возлагается ответственность по подготовке обоснованного и согласованного со всеми участниками учебного процесса проекта такого решения. Эффективность принятого советом решения будет зависеть от того, насколько тщательно оно было подготовлено комиссией.

Какие комиссии могут быть?

Для подготовки решений стратегического характера необходимо предварительно изучить и проанализировать ситуацию, а для этого требуется время и консультации со специалистами. Возможно, потребуется опрос непосредственно заинтересованных участников образовательного процесса. В таких случаях и в случаях, когда время от времени приходится решать вопросы из одной сферы деятельности совета, например финансовое обеспечение, есть смысл создать постоянно действующую комиссию.

Например, для решения часто возникающих экономических вопросов стоит создать финансово-экономическую комиссию.

Таким образом,  постоянные комиссии совета - форма организации работы активно действующего управляющего совета. Постоянно действующие комиссии создаются по основным направлениям деятельности совета. Например, совет может поручить финансовой комиссии разработать предложения по организации финансового обеспечения отдельных направлений или проектов в программе развития школы. В предлагаемой ниже таблице приведены примеры возможных комиссий управляющих советов и их основных функций.

Виды комиссий и их функции

Название комиссии Управляющего совета

Примерные функции комиссии

Финансово-экономическая комиссия

  • Совместно с администрацией рассматривает и выносит на утверждение совета ежегодную бюджетную заявку школы;
  • планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными школой (советом) целями и задачами;
  • осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах контроля совету один раз в учебное полугодие;
  • совместно с администрацией готовит предложения по схеме надбавок к зарплате, преимущественно из внебюджетных источников;
  • совместно с администрацией ведет поиск внебюджетных источников финансирования;
  • регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Учебная

(педагогическая)

комиссия

  • Готовит проект решения совета об утверждении годового календарного учебного графика;
  • совместно с администрацией школы разрабатывает содержание школьного компонента и вносит предложения по выбору профильных предметов;
  • организует работу по подготовке программы развития школы на очередной период;
  • совместно с администрацией прорабатывает вопросы расписания учебных занятий, начала занятий;
  • готовит проект решения совета о введении школьной формы, школьных правил, регулирующих поведение учащихся в учебное
    и внеучебное время;
  • организует наблюдение за состоянием библиотечного фонда и
    разрабатывает предложения по его пополнению;
  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе;
  • в случае необходимости инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных результатов;
  • проводит экспертизы качества условий организации учебного процесса;
  • раз в полгода совместно с администрацией готовит информацию для совета о результатах текущей и итоговой успеваемости учащихся;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета
    управляющего совета перед родителями и общественностью.

Организационно-правовая комиссия

  • Осуществляет контроль за соблюдением прав всех участников образовательного процесса;
  • готовит проект решения совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, изменений в уставе школы и при
    подготовке её локальных актов;
  • совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни учащимися;
     
  • рассматривает жалобы учащихся, родителей и учителей на нарушения их прав;
  • участвует в работе экспертных комиссий по общественной аттестации школы;
  • привлекается для работы комиссии по лицензированию и
    аттестации школы;
  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета
    управляющего совета перед родителями и общественностью.

– исследует зоны конфликтов интересов участников образовательного процесса между собой и с системой школьного управления, разрабатывает рекомендации по управлению конфликтами в школьном сообществе и выносит на заседания Совета;

–вносит предложения по составу представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками Школы для привлечения к работе комиссий по лицензированию школы и аттестации администрации школы, в качестве общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ;

 

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом

  • Работает с родительским комитетом;
  • готовит ежегодный информационный доклад о результатах деятельности школы;
  • организует работу школы со средствами массовой информации, социокультурными организациями на территории микрорайона
    школы;
  • организует просветительскую и образовательную деятельность, реализацию социальных проектов в микрорайоне школы;
  • привлекает бывших выпускников школы, ветеранов школы к
    реализации образовательных проектов школы;
  • совместно с администрацией организует работу с детьми из социально неблагополучных семей.

Комиссия или рабочая группа действует самостоятельно согласно своему графику работы, но итоги своей работы регулярно представляет на заседаниях совета. После обсуждения вопросов, подготовленных комиссией или группой, совет принимает соответствующие решения.

Еще раз отметим, что формирование комиссий и организация их деятельности не является самоцелью для управляющего совета, особенно в первый год. Поэтому, возможно, не стоит создавать их уже на первых заседаниях совета. Комиссии и рабочие группы должны возникать естественным образом, по мере появления у совета новых задач и осознания необходимости привлечения к решению вопросов специалистов и участников других органов самоуправления, если они активно участвуют в работе школы.

Каждый школьный управляющий может выбрать работу именно в той комиссии, в которой его профессиональные компетенции найдут своё применение в интересах развития школы. Например, знания и опыт работы избранного или кооптированного школьного управляющего экономиста, финансиста будут очень полезны в работе финансово-экономической комиссии, а юриста или правоведа - в организационно-правовой. Таким образом, при создании комиссий и временных рабочих групп следует учитывать интересы и профессиональные компетенции школьных управляющих.

Состав комиссии и порядок ее создания

После того, как управляющий совет принял решение о создании комиссии по определенному направлению деятельности и очертил круг ее задач, необходимо сформировать состав комиссии.

Как правило, члены комиссии избираются из числа школьных управляющих. Председатель комиссии назначается (избирается) советом.

Однако, как бы ни было велико число членов совета, они вряд ли могут быть специалистами абсолютно во всех областях школьной жизни. Чтобы избежать принятия некомпетентных и неправомерных решений, совет может и должен привлекать помощников. Этими помощниками могут быть учителя, учащиеся, работники школы, родители, а также люди - бывшие выпускники, учителя-ветераны школы, юристы, финансисты и иные специалисты, готовые консультировать, оказывать практическую помощь.

Поэтому для эффективной работы комиссии желательно включать в ее состав представителей перечисленных групп и органов школьного самоуправления, если они есть. В целом состав комиссии определяется, исходя из необходимых компетенций лиц, уполномоченных рассматривать и готовить решения по обозначенным направлениям деятельности комиссии. Однако комиссия не должна быть большой. Практика показывает, что наиболее эффективно работает комиссия из 5 - 7 человек.

Часто члены комиссии или избираются по представительному принципу от различных групп: учителей, родителей, работников школы и учащихся - или назначаются через поручения администрации, органа ученического самоуправления, родительского комитета.

В целях исключения конфликта интересов, управляющий, имеющий личную заинтересованность в решении того или иного вопроса, не должен участвовать в работе комиссии, рассматривающей этот вопрос.

Для того чтобы создать рабочую группу, не нужно кворума, требуемого для заседаний управляющего совета; членство в них может быть гибким, и если комитет обязательно должен возглавлять школьный управляющий, то рабочую группу по поручению управляющего совета может возглавлять любой сотрудник школы (что должно быть прописано в нормативных документах школы).

Нормативные документы, регулирующие работу комиссий

Сам факт организации работы управляющего совета по принятию решений, отнесенных к его компетенции, через создание и деятельность своих комиссий и рабочих групп отражается в уставе школы. Дальнейшие подробности об организации работы по принятию решений посредством таких форм в уставе расписывать не обязательно, так как статья 13 закона РФ "Об образовании" такого требования не содержит.

Устав школы закрепляет за управляющим советом право принимать решения по определенным вопросам школьной жизни. А как совет организует работу по принятию этих решений - можно изложить в школьном положении об управляющем совете и в регламенте совета. Факт создания постоянно действующей комиссии, её состав следует закрепить в решениях совета.

Когда управляющий совет захочет создавать комитеты, в уставе можно указать на то, что управляющий совет по некоторым вопросам, отнесенным к его компетенции, может принимать решения в порядке их принятия специальным/профильным комитетом совета. Но это совсем не обязательно делать в уставе. Удобнее это сделать в положении, которое можно изменять много раз и сколь угодно часто.

Порядок создания комиссии, ее полномочия и регламент работы должны быть прописаны отдельным локальным актом школы.

Организация работы комиссий

Организовать работу комиссии совета будет легче, если в школе еще до создания управляющего совета вопросами по профилю будущей комиссии занимались органы школьного самоуправления - ученического, учительского, родительского. В этом случае эти органы могут делегировать в состав создаваемой комиссии ряд своих представителей. Например, в комиссию по работе со школьной программой развития своих представителей направит родительский комитет школы. Другой путь - преобразование существующего органа школьного самоуправления по взаимному согласию его представителей в комиссию школьного управляющего совета. Есть примеры, когда существующий попечительский совет школы, решающий вопросы привлечения, распределения и контроля внебюджетных финансовых средств и ресурсов, после организации в школе управляющего совета принимал решение о своем вхождении в состав управляющего совета в качестве финансово-экономической комиссии совета школы. Реальная практика многообразна, однако всегда полезно использовать уже действующие и имеющие опыт выработки согласованных решений структуры самоуправления школы.

При рассмотрении вопросов создания комиссий совета необходимо иметь в виду, что:

  • слишком большое число комиссий может быть непродуктивным, т.к. одновременная работа   в   нескольких комиссиях является тяжелым бременем для школьных управляющих, которые заняты на своей основной работе; кроме того, вопросы комиссий будут часто пересекаться, что усложнит работу;
  • слишком малое количество комиссий приводит или к сильной загрузке одних и тех же школьных управляющих разнопрофильными вопросами, или к снижению качества решений совета.

Важно, чтобы все школьные управляющие и члены комиссии понимали роль и задачу каждой комиссии. Период полномочий комиссии, условия членства в ней и методы ее работы должны определяться управляющим советом и быть прописаны в нормативных документах. Как правило, решения об этом принимаются при кворуме в 50% и должны пересматриваться, по крайней мере, один раз в год.

Заседания комиссий могут проходить регулярно или в зависимости от потребности, но обязательно с соблюдением всех формальностей (протокол, где фиксируется количество присутствующих и принятые решения). Соблюдение формальностей необходимо, так как важное   решение  может  оказаться   неоднозначным  и  будет  оспариваться, например, педагогическим советом. Протоколы заседаний комиссий и рабочих групп следует хранить у секретаря совета.

Когда определен состав комиссии, распределены обязанности и принят план-график её работы, необходимо договориться о формах информирования общественности о результатах деятельности комиссии. Такими формами, например, могут быть информационные письма всем участникам образовательного процесса о том, что создана такая комиссия, которая будет заниматься следующими вопросами. В письмах следует указать координаты комиссии и способ обращения в комиссию. Итоги заседаний комиссии можно публиковать в школьной газете или на сайте школы. Информацию о работе комиссии, ее состав, координаты и план работы хорошо вывешивать на стенде совета. О работе комиссии, промежуточных итогах следует рассказывать на родительских собраниях, педсоветах и других собраниях участников школьной жизни.

Рекомендуется собрания комиссии делать открытыми для всех членов управляющего совета, однако голосовать на них имеют право только члены этой комиссии. Заседания комиссий полезно посещать вновь избранным школьным управляющим, для того чтобы быстрее разобраться, как работает управляющий совет и понять, в работе какой комиссии им лучше всего принять участие.

Порядок действия комиссии по подготовке решения совета

Принятию управляющим советом решения предшествует стадия его подготовки. Это самая объемная по времени работа членов комиссии или рабочих групп.

В целях подготовки заседаний комиссии и выработки рекомендаций совету по решению того или иного вопроса председатель комиссии вправе запрашивать у руководителя общеобразовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы.

Учитывая сложности организации школьной жизни и недостаток специальных знаний, члены комиссий должны консультироваться и с заместителем директора, и с педагогами: это специалисты, которые обеспечивают качество работы школы и знают нормативно-правовые основы организации учебного процесса. Поэтому решения по большинству вопросов, входящих в компетенцию управляющего совета, следует принимать только после консультаций со специалистами.

Вопросы, касающиеся организации и нормирования учебного процесса, стоит решать с заместителями директора по учебной работе, педагогами-предметниками, классными руководителями, психологом, руководителями методических объединений педагогов-предметников. Именно они, как профессионалы, отвечают за реализацию государственных программ и стандартов, за качество образовательных результатов, за индивидуальные успехи и неудачи детей.

Вопросы школьной жизни ребят, которая не исчерпывается уроками, нужно обсуждать с заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, социальным педагогом и психологом, инспектором по делам несовершеннолетних. Как организовать образовательную деятельность ребят во второй половине дня? Какой она должна быть насколько    занимательной, насколько развлекательной, насколько обучающей и воспитывающей? В чем школе нужна поддержка? Как вместе организовать работу по профилактике вредных привычек у детской (а иногда, может быть, и у взрослой) части школьного сообщества? Как совместными усилиями добиться того, чтобы ребята не прогуливали школу; как понять, почему они ее прогуливают, если это происходит?

Вопросы, касающиеся сохранности и пополнения материально-технической базы школы: текущие и капитальные ремонты, сохранность и своевременное обновление учебного оборудования и школьной мебели, обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий и пожарной безопасности - это компетенция заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

Часто будут возникать и такие вопросы, к решению которых придется привлекать едва ли не весь педагогический коллектив. Например, организация профильного обучения в старших классах потребует последовательных и многосторонних консультаций. С педагогами-предметниками, которые возьмутся за подготовку профильных и подкрепляющих профилей, так называемых элективных курсов. С библиотекарем, который просмотрит библиотечные фонды, определит дефициты учебных пособий и составит заявку на закупку дополнительной учебной литературы и пособий. С завучем, который составит учебный план и сформирует учебные группы. И только после того, как будут продуманы все имеющиеся возможности и дефициты, можно будет принять решение о том, каким будет в вашей школе профильное обучение для старшеклассников.

В некоторых случаях, чтобы учесть все «за» и «против», например, при решении вопроса о введении школьной формы, следует опросить родителей и учеников школы, провести специальное исследование.

Безусловно, полезно обсудить проект своих рекомендаций по решению того или иного вопроса с органами самоуправления - родительским комитетом, педсоветом, ученическим советом. Комиссия будет чувствовать себя увереннее, если найдет понимание и поддержку у родителей разных классов. Приходите к родителям, учителям и школьникам не только с отчетами, но и за советом. Обсуждайте конкретный вопрос со всеми заинтересованными лицами, рассматривая их как равноправных партнеров. Если люди, включенные в работу комиссии, будут чувствовать свое влияние на решение вопросов, они активнее будут участвовать в жизни и работе управляющего совета. Используйте для этого встречи на родительских собраниях, заседаниях школьного совета, классных собраниях, встречи с администрацией.

На заключительном этапе комиссия должна представить совету проект решения или свои рекомендации но решению проблемы. Управляющий совет должен получить протоколы заседаний комиссии, обсудить рекомендации и принять решение на основе проделанной комиссией работы.

Соблюдение процедуры в ходе заседаний совета имеет достаточно важное значение. Не зря в Европе существует старая поговорка: «Демократия - это процедура». Процедуры, установленные положением об управляющем совете или принятые общим согласием общественных управляющих, - ото не столько формальности, сколько правила, помогающие не нарушать этические нормы по отношению друг к другу. Например, непредставление возможности поучаствовать в обсуждении какого-либо вопроса, проголосовать за то или иное решение (когда человек, например, отсутствовал на заседании но уважительной причине) с моральной точки зрения недопустимы. Даже если большинство общественных управляющих определенно высказались, и исход обсуждения ясен, подобные действия могут быть справедливо расценены как игнорирование, демонстрация неуважения к мнению меньшинства или отдельного человека. Как следствие - потеря доверия к самой идее управляющего совета.

Итак, алгоритм подготовки решения включает:

  • привлечение к работе комиссии компетентных людей;
  • сбор и анализ необходимых документов и материалов;
  • консультации со специалистами, исследование проблемы;
  • подготовку рекомендаций или проекта решения;
  • определение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, административных, кадровых и т.д.)
  • обсуждение проекта с участниками образовательного процесса;
  • корректировку проекта с учетом высказанных замечаний;
  • обсуждение проекта советом и оформление принятого решения.

на первую страницу